Статьи

Ценности как фактор вовлеченности

2015-12-15 15:10 Опросы персонала
Ценности компании – мощный инструмент управления компанией. Корпоративные ценности видны в общении с клиентами, в коммуникациях между коллегами, находят свое отражение в планировании и принятии решений, в исполнении распоряжений руководства сотрудниками.
Будут ли сотрудники заряжать позитивными эмоциями клиентов, партнеров и коллег, настраивая их на продолжительное и эффективное сотрудничество или, напротив, грубить и способствовать оттоку покупателей к конкурентам. Поведение сотрудников – отражение ценностей компании. И если оно не устраивает, значит нужно менять ценности.
В чем преимущество того, что все сотрудники разделяют ценности компании и активно пропагандируют их? В том, что они могут принимать самостоятельные решения и руководству не нужно контролировать их поведение, таким сотрудникам можно доверять. Невозможно отразить все вероятные ситуации во внутренних регламентах и инструкциях. Принимая решение, сотрудник должен знать, что он действует в рамках ценностей компании, а значит, поступает правильно. Решения, основанные на ценностях, более понятны, стабильны и доступны. Например, главные ценности Zappos — быть доброжелательным и полезным клиенту. Операторы call-центра обучены помогать людям по любым вопросам и даже тем, которые не относятся к работе. Операторы могут подсказать расписание внутренних авиарейсов или найти товар, не входящий в ассортимент Zappos в другом магазине. Zappos — пример компании с культурой, основанной на ценностях, но чаще можно наблюдать компании с неразвитой корпоративной культурой. В таких компаниях одни сотрудники работают вовлеченно, полностью посвящая себя делу, другим важны только свои личные интересы.
Залогом успеха в создании компании, основанной на ценностях, служит желание руководителя и его команды сделать ценности действующим инструментом. Без этого условия все дальнейшие шаги не имеют смысла. Если руководитель осознал важность и значимость ценностей, тогда есть смысл в следующих действиях:
  1. Опишите видение компании
  2. Попросите сотрудников перечислить ценности, которые отражали бы это видение
  3. Определите финальный список ценностей, исходя из общего списка
  4. Определите модели поведения, отвечающие ценностям компании
  5. Определите высшую цель компании, основываясь на ценностях
  6. Доведите информацию о ценностях до каждого сотрудника
  7. Станьте примером в соблюдении ценностей
  8. Введите ценности в повседневную работу, культуру, заложите их в показатели эффективности
  9. Поощряйте соблюдение ценностей, развивайте их влияние на корпоративную культуру
  10. Принимайте сотрудников, соответствующих ценностям компании. Увольняйте тех, кто не разделяет
Как определить кто из сотрудников соответствует ценностям, а кто нет?На собеседовании в Zappos используют следующий тест на определение ценностей сотрудников от топ менеджеров до рядовых сотрудников.
  1. Предложите сотрудникам перечень ценностей (таких как амбиции, смелость, счастье, семья, логичность, безопасность и т.п).
  2. Пусть сотрудники отметят важные, очень важные, нейтральные и не важные.
  3. Затем, основываясь на этом большом списке, выпишут 10 ценностей — в порядке важности в своей жизни.
  4. После этого необходимо заполнить такую схему, где цифры — это порядковые номера из списка 10 ценностей.
  5. Далее в таблице необходимо сравнить ценности между собой. В первом квадрате сотрудник сравнивает ценность 1 и 2, выбирая ту, которую считает более важной. В следующей строке сравнивает ценности 1, 2, 3, определяя важность одной ценности перед другой. Таким образом, после заполнения всей таблицы можно составить ранг ценностей по степени их важности – чем большее количество раз выбиралась ценность, тем выше ее ранг значимости.
Такой способ исключает субъективность при определении своих ценностей и человек узнает, что действительно для него важно. Подобные механизмы работают и для определения ключевых ценностей компании.
Важно помнить, единого списка ценностей нет и быть не может. Каждая компания должна сформулировать свои, отражающее именно ее представление о бизнесе, взаимодействии с клиентами и партнерами, которые будут разделять сотрудники.

Автор: Анна Егорова