«Самое главное в общении - слышать то, что не сказано» - Питер Ф. Друкер
Невербальная коммуникация - это способ передачи чувств или информации без использования слов. Она работает рука об руку с вербальной коммуникацией, но между ними существуют некоторые различия.
Невербальная коммуникация включает:
- язык тела (поза, жесты, движения),
- зрительный контакт,
- тон и тембр вашего голоса,
- расстояние между людьми,
- прикосновения,
- внешний вид (цвета, символы и т. д.).
Эти невысказанные сигналы имеют большое значение, потому что они в 12-13 раз мощнее наших слов. Это означает, что, когда ваши коллеги и сотрудники слушают вас, ваши жесты, голос, позы и зрительный контакт на самом деле говорят громче.
Люди подсознательно используют ваши невербальные сигналы в качестве дорожной карты, чтобы узнать ваши намерения, а затем сформировать мнение о вас. В таком случае после разговора с вами люди будут чувствовать себя позитивно, даже не зная почему. Это поможет вам установить доброжелательные отношения на рабочем месте и завоевать уважение сотрудников.
Самый большой минус невербального языка в том, что человек не может полностью его контролировать, так как в основном он проявляется бессознательно. Все это потому, что исторически люди использовали невербальное общение до того, как появился язык. Невербальный - это первая форма языка, который мы использовали, чтобы выразить наши потребности. Невербальный язык естественен для человек, тогда как вербальному - нужно учиться.
Вы когда-нибудь ловили себя в середине разговора, думая: «О, я должен жестикулировать, чтобы быть более открытым». Или «перестаньте осматривать комнату и посмотрите на меня!» Это правильно, но есть еще много нюансов. Во-первых, необходимо понять, как работает невербальный язык.
Функции невербальной коммуникации на 3 ключевых уровнях:
1. Усиливает вербальное общение
Невербальные сигналы и жесты могут дополнять или акцентировать наши словесные сообщения. Например, такой жест, как удар кулаком по столу вместе с криком подчеркивает эмоции гнева. Использование рук делает ваши слова более запоминающимися.
2. Заменяет вербальное общение
Вам не всегда нужно говорить, чтобы что-то сказать. Выражение лица является универсальным. Вы можете прочесть чувства человека и понять, когда его улыбка «поддельна». Поэтому вам следует понимать, что выражение лица должно соотноситься с тем, что вы транслируете человеку. В противном случае вам будет сложно завоевать доверие людей и повести их за собой.
Совет. Улыбайтесь сотрудникам утром, когда приходите на работу. У вас может и не быть времени на разговор, но люди будут знать, что вы счастливы работать с ними. Это заразит позитивом работников и поможет сформировать положительное впечатление о вас, не сказав ни слова.
3. Противоречит вербальному общению
Самое главное, наши невербальные сигналы могут противоречить нашим словесным сообщениям.
Это тот, на который руководители должны уделять особое внимание работе, потому что противоречивое общение порождает недоверие и побуждает ваших сотрудников подвергать сомнению ваш авторитет.
Никто не любит неоднозначные сообщения, особенно от лидера. Ответственность руководителя заключается в том, чтобы четко выражать свое сообщение. Говорить одно и делать другое - довольно частая ошибка руководства. Если устное сообщение и язык тела несовместимы, слушатели скорее будут реагировать на второе.
Когда невербальная коммуникация может дать сбой?
Невербальная коммуникация является мощным средством выражения своих чувств и эмоций. Однако она может ввести вас в заблуждение:
Ложная интерпретация. Например, если работник подпер голову рукой во время встречи, вы можете подумать, что ему скучно, когда на самом деле он может думать совсем о другом. Может быть, человек устал, или эта позиция помогает ему сосредоточиться. Этот пример показывает, как быстро мы делаем предположения, и что иногда важно копнуть глубже, чем кажется.
Потеря доверия. Если ваш невербальный язык говорит об одной истории, а разговорный язык – о другом, люди могут подвергнуть сомнению ваш авторитет. Например, если вы даете положительные отзывы сотруднику, но делаете это низким монотонным голосом - он, вероятно, не поверят вашим словам и потеряет к вам доверие. Обращайте внимание на то, как вы сообщаете новости своим сотрудникам. Если они поймут, что ваши слова искренние, они будут намного охотнее выполнять свою работу на должном уровне.
Самопознание
Повышения навыков самопознания способствует улучшению вашего невербального общения.
По данным Гарвардского университета ядром высокого эмоционального интеллекта является самосознание: если вы не понимаете своих собственных чувств и эмоций, почти невозможно развить понимание чувств и эмоций других людей.
Если вы хотите отправить правильное невербальное сообщение, вам нужно сначала осознать свои эмоции и понять, как они влияют на вас - внутри и снаружи. Например, мы знаем, что наш внутренний стресс влияет на наш внешний язык тела. Если мы научимся понимать, что мы чувствуем и что вызывает стресс, мы сможем лучше контролировать не только эмоции, но и наше тело.
Когда эмоции активируются, они сопровождаются телесными изменениями, например, учащенное дыхание, мышечное напряжение, покраснение кожи и т. д. Эмоциональное самопознание - это познание собственного тела.
Совет. Задайте себе вопросы: В каких ситуациях вы чувствуете определенные эмоции? Меняется ли с этим чувством ваш язык тела? Попробуйте ежедневно отмечать свои эмоциями в ежедневном журнале, а затем ищите повторы. Понимание - это первый шаг к улучшению.
Плюсы вашего самопознания:
Вы сможете отправлять невербальные сигналы, соответствующие вашим словесным намерениям, что приводит к лучшему пониманию и к доверию со стороны сотрудников.
Вы научитесь читать невербальные сообщения своих сотрудников и будете лучше понимать их чувства и потребности.