В декабре 2022 года digital-агентство Градус° провело большое исследование и анализ лучших практик HR-активности в России «Как крупные компании привлекают сотрудников в интернете». Одним из блоков был анализ проработки сайтов в части HR-маркетинга. Авторов исследования интересовало, какие маркетинговые инструменты на HR-сайтах используют чаще всего (сайтах или разделах сайтов, которые направлены на привлечение потенциальных кандидатов).
Методика исследования
В исследовании проанализированы 609 компаний, а инструменты сведены в единую таблицу по частоте использования. Процент проработки оценивался только среди компаний, которые в принципе используют HR-сайты, так как очевидно, что не имеет смысла оценивать, есть ли инструмент у компании, если отсутствует HR-сайт.
Список маркетинговых инструментов сформирован на основе предварительного анализа HR-сайтов. Если компания использует инструмент — его добавили в общий список, таким образом получилось избежать добавления инструментов, которые не использует ни одна компания.
У 485 компаний рейтинга есть HR-сайт, и если в таблице указано, что 49,59% используют собственные фото, это значит, что 240 компаний, у которых есть HR-сайт, разместили на нем собственные фотографии.
Фактически таблица показывает, как 485 независимых HR-департамента оценивают значимость инструментов для работы и одновременно возможность их внедрения на сайты.
Выводы
Огромный потенциал для внедрения новых маркетинговых инструментов
У большинства компаний есть огромный потенциал для внедрения маркетинговых инструментов для задач HR, начиная с самого простого — всего на половине сайтов попасть в карьерный раздел возможно с первого экрана, так кандидатам будет удобнее находить вакансии.
Половина сайтов совсем не используют фотографии в карьерных разделах или используют фото из открытых источников, а не собственные. Использование своих фото повысит доверие к компании и покажет реальную картину.
Несоответствие ожиданиям кандидатов
В целом специалистам в HR нужно чаще вспоминать про ожидания потенциальных кандидатов. По данным Superjob, наиболее важными факторами для соискателей при поиске являются: зарплата, стабильность компании, карьерные перспективы. Вместе с этим всего 26% сайтов показывают зарплату в вакансии, а преимущества работы, в которых можно рассказать про стабильность и карьерный рост, — 34%.
Неожиданные выводы
HR забывают про мессенджеры в вариантах связи
Меньше 1% компаний предлагают связаться по поводу вакансии в мессенджерах, хотя этот процесс несложно частично автоматизировать с помощью чат-ботов на старте коммуникации, а также увеличить количество обращений от кандидатов, потому что привычный паттерн общения смещается все больше в сторону мессенджеров.
Нет анализа опыта других компаний и job-порталов
Закон Якоба Нильсена для проектирования интерфейсов гласит: большую часть времени пользователи проводят на других сайтах и от вашего сайта они ожидают, что он будет работать таким же образом, как и другие сайты.
Хорошими примерами стандартного паттерна поиска вакансий здесь становятся hh.ru и Superjob. Там люди привыкли искать вакансии. Простым решением будет копирование самой модели поведения на таких порталах и внедрение ее на сайт, а также формирование списка обязательных элементов: что должно точно быть на сайте, чтобы не забыть о зарплате и преимуществах работы, как это оказалось у большинства компаний. И если история с зарплатой может быть стратегией «не показывать открыто», то скрывать преимущества вакансии — это точно ошибка.