Многие руководители, да и HR-менеджеры, путают такие понятия, как вовлеченность, удовлетворенность, мотивация и лояльность. Давайте разберемся как именно они связаны между собой и какая между ними разница.
Вспомните состояние, когда вы буквально горели идеей. Когда и днем, и ночью вам не давал покоя какой-то проект. Это могло быть новое хобби, новая должность, цель, задача. Вы, вероятно, чувствовали вызов, но знали, что у вас есть ресурсы для преодоления препятствий, силы и желание с ними справиться. Вы ощущали азарт и желание достичь лучшего результата. Вот именно такое состояние и есть вовлеченность.
Удовлетворенность персонала — это состояние, при котором сотрудник доволен условиями работы в компании. Работники, у которых уровень удовлетворенности высокий, держатся за работу, готовы оказывать хороший сервис, но ждать от них инициативы не стоит. Если уровень удовлетворенности очень высокий, человек боится лишиться комфорта и живет по принципу «не высовывайся».
Это не значит, что удовлетворенность стоит игнорировать. Чтобы сотрудник мог сосредоточиться на задачах, должны быть удовлетворены все «гигиенические» факторы: условия труда, уровень заработной платы, отношения в коллективе. Поскольку неудовлетворенность ими приводит к жалобам сотрудников и к увольнению.
Вовлеченность иногда путают с лояльностью. Если вовлеченность — это готовность делать больше, то лояльность – это своего рода привязанность компании, готовность работать в ней как можно дольше.
Вовлеченность также нередко путают с мотивацией. Когда мы говорим про мотивацию, то возникает образ "морковки" или "кнута и пряника". Получается, что мотивация может быть, как со знаком "+", так и "-". Когда же мы говорим о вовлеченности, то подразумеваем создание таких условий, при которых у сотрудника возникает внутреннее желание прилагать дополнительные усилия не под внешним воздействием (позитивным или негативным), а самостоятельно. Получается, вовлеченность всегда со знаком "+".
Вовлеченность — это действия. Вовлеченные сотрудники заинтересованы в успехе бизнеса и активно работают для достижения стратегических целей. Это требует времени, планирования и усилий, но повышение вовлеченности сотрудников может принести дивиденды и является ключевым компонентом производительности, прибыльности и удержания сотрудников.
Вовлеченность — это культура компании, где люди могут максимально раскрыть свой потенциал и благодаря этому приведут компанию к успеху. Поэтому работа с ней должна носить системный характер. Отдельные краткосрочные акции мгновенно взбадриваю, заряжают энергией, но также быстро исчезают.