В жизни у каждого был плохой руководитель. Кто-то относился к сотрудникам неуважительно, кто-то кричал, кто-то указывал на недостатки и оскорблял.
Но что по-настоящему оскорбляет в поведении, а что – раздражает? В онлайн-журнале «Развитие человеческих ресурсов» недавно была опубликована статья исследователей университета Луисвилля на эту тему.
Они разработали классификацию плохих руководителей, в которой поведение оценивается по шкалам от раздражения до травмы, от низкой до высокой дисфункции.
Где же место вашего босса? В сетке по оси х обозначено влияние руководителя на поведение работников, от раздражающего до травмирующего. На оси У – способы воздействия их плохого поведения на саму работу, начиная от незначительного до разрушительного.
Авторы исследования Kevin Rose, Brad Shuck, Devon Twyford и Matt Bergman заинтересовались темой, поскольку, несмотря на то, что много внимания уделяется совершенно неправильному лидерскому поведению, меньше внимания уделено эффектам, которые возникают от некорректного поведения и оказывают влияние на сотрудников.
Ссылаясь на предварительное исследование, авторы сообщили, что примерно от 13 до 36% американских сотрудников имеют дисфункциональных менеджеров, которых они описывают как устраивающих препятствия в работе, проявляющих неуважение к сотрудникам, нарушающих психологическое равновесие преднамеренно или нет.
В основном исследование строится на обзоре статей и исследований по теме, в ходе которого выделяются дисфункциональные отношения между руководителями и подчиненными и конкретные варианты наносятся на сетку. В результате получилось четыре окна диаграммы, которые отражают поведение руководителей от отягчающих работу до оскорбительных. Деструктивная критика, физическое насилие, доведение до алкоголизма – худшие из примеров поведения руководителей, а хамство и завышенные ожидания упоминаются просто как раздражающие.
Кевин Роуз, автор первого исследования, осторожно заметил, что исследование носит концептуальный характер. Как только будет возможность провести собственное исследование, «мы смогли бы найти, что можно было бы отразить иначе», - заметил он.
Исследователи также отмечают, что разные люди реагируют на плохое поведение руководителя по-разному. Один человек воспринимает завышенные ожидания как неблагоприятное поведение, другой видит в этом отличный мотиватор для работы. Плохое поведение, по мнению Бреда, одного из авторов, интерпретируется через восприятие конкретного сотрудника.
Учет проявлений неблагоприятного поведения руководителей может помочь сотрудникам подумать, как реагировать на их проявления. Можно ли обойти эти действия? Или это повод сменить работу?
Для того, чтобы понять какие типы руководителей преобладают в компании, можно побеседовать с сотрудниками. Сложность состоит в том, что люди боятся раскрываться и не отвечают на вопросы искренне, да и давать оценку поведению начальника не лояльно. Решением проблемы служит анонимный опрос или исследование вовлеченности, которое позволяет провести диагностику корпоративной культуры организации, оценить взаимоотношения с руководителем и спланировать мероприятия по улучшению ситуации.