Чтобы понять процесс обучения, необходимо знать, что запускает обучение. Жизнь полна впечатлений и каждый жизненный опыт дает возможность чему-то научиться. Поэтому опыт – главный источник обучения. Но переживания сами по себе не гарантируют обучения, скорее, любой опыт имеет потенциал к обучению при условии, что мы размышляем о своем опыте, интерпретируем его и проверяем наши интерпретации. Следовательно, действия, отражающие интерпретации и есть ключевые элементы обучения.
Американский исследователь в сфере обучения Дэвид А. Колба, который является в настоящее время профессором организационного поведения в школе менеджмента Уэтерхед, г. Кливленд, штат Огайо, объяснил процесс обучения в своей эмпирической модели. Он представляет четыре этапа учебного цикла. Цикл определяет процесс, посредством которого индивидуумы понимают свои переживания и изменяют поведение. Цикличность обучения является центральным принципом всей теории эмпирического обучения.
Четыре стадии учебного цикла:
- Конкретный опыт
- Рефлексивное наблюдение
- Абстрактная концептуализация
- Активное экспериментирование.
Эти этапы следуют друг за другом в цикле. Цикл может быть введен в любой момент, но этапы должны следовать в определенной последовательности. Цикл обеспечивает обратную связь, которая является основой для новых действий и оценки последствий этих действий. Следовательно, обучаемые должны пройти через цикл несколько раз.
Опишем этапы более подробно.
- Конкретный опыт – учебный цикл начинается с конкретного опыта. Он приходит от делания чего-либо, в чем активно участвует обучаемый. Нельзя узнать что-то, просто наблюдая за этим или читая об этом. Например, обучение навыкам публичного выступления. Учитель просит встать перед классом и выступить в течение нескольких минут. Студент ставит свою первую речь и это пример того, как действия являются частью учебного процесса.
- Рефлексивное наблюдение – предполагает обзор того, что было сделано. На данном этапе обучаемый задает себе вопросы вроде: «что прошло хорошо», «что я мог бы сделать иначе» и т.д. Он отражает опыт и стремится к обратной связи от других. Продолжая пример с обучением публичным выступлениям, студент выделяет несколько моментов, где он запнулся. Он узнает, что превысил отведенное время, потерял зрительный контакт с аудиторией, забыл ключевые моменты речи. Затем он спрашивает обратную связь от соучеников и получает дополнительную информацию от них.
- Абстрактная концептуализация – предполагает интерпретацию событий и задач, понимание взаимосвязи между ними и попытку осмыслить то, что произошло. На этом этапе формируются новые теории учащегося, который объясняет свои наблюдения. На данном этапе можно опираться на теории из учебников, знакомые модели. Например, студент после пытается выявить связь между своим опытом публичных выступление и знакомыми ему теориями и знаниями, которые можно применить. Он отмечает приемы, которые будет использовать в следующий раз.
- Активное экспериментирования – последняя стадия, которая включает в себя применений знаний и теорий в реальных жизненных ситуациях и принятие по ним плана по улучшению выполнения задач. Мы принимаем гипотезы и наш новый опыт будет либо их поддерживать, либо опровергать. Студент, прежде чем отправиться на следующее выступление, хорошо готовится. Вносит ключевые тезисы в блокнот, практикуется перед выступлением, проверяет, может ли он уложиться в отведенное время.
Итак, экспериментальное обучение подтверждает важность опыта деятельности. Обучение практиков необходимо строить через прохождение всего процесс путем структурирования и упорядочивания учебного цикла. Важно систематически проходить каждый цикл, обеспечивать эффективные связи на каждом этапе.
Статью подготовила: Анна Егорова