Ценности компании – мощный инструмент управления компанией. Корпоративные ценности видны в общении с клиентами, в коммуникациях между коллегами, находят свое отражение в планировании и принятии решений, в исполнении распоряжений руководства сотрудниками.
Будут ли сотрудники заряжать позитивными эмоциями клиентов, партнеров и коллег, настраивая их на продолжительное и эффективное сотрудничество или, напротив, грубить и способствовать оттоку покупателей к конкурентам. Поведение сотрудников – отражение ценностей компании. И если оно не устраивает, значит нужно менять ценности.
В чем преимущество того, что все сотрудники разделяют ценности компании и активно пропагандируют их? В том, что они могут принимать самостоятельные решения и руководству не нужно контролировать их поведение, таким сотрудникам можно доверять. Невозможно отразить все вероятные ситуации во внутренних регламентах и инструкциях. Принимая решение, сотрудник должен знать, что он действует в рамках ценностей компании, а значит, поступает правильно. Решения, основанные на ценностях, более понятны, стабильны и доступны. Например, главные ценности Zappos — быть доброжелательным и полезным клиенту. Операторы call-центра обучены помогать людям по любым вопросам и даже тем, которые не относятся к работе. Операторы могут подсказать расписание внутренних авиарейсов или найти товар, не входящий в ассортимент Zappos в другом магазине. Zappos — пример компании с культурой, основанной на ценностях, но чаще можно наблюдать компании с неразвитой корпоративной культурой. В таких компаниях одни сотрудники работают вовлеченно, полностью посвящая себя делу, другим важны только свои личные интересы.
Залогом успеха в создании компании, основанной на ценностях, служит желание руководителя и его команды сделать ценности действующим инструментом. Без этого условия все дальнейшие шаги не имеют смысла. Если руководитель осознал важность и значимость ценностей, тогда есть смысл в следующих действиях:
- Опишите видение компании
- Попросите сотрудников перечислить ценности, которые отражали бы это видение
- Определите финальный список ценностей, исходя из общего списка
- Определите модели поведения, отвечающие ценностям компании
- Определите высшую цель компании, основываясь на ценностях
- Доведите информацию о ценностях до каждого сотрудника
- Станьте примером в соблюдении ценностей
- Введите ценности в повседневную работу, культуру, заложите их в показатели эффективности
- Поощряйте соблюдение ценностей, развивайте их влияние на корпоративную культуру
- Принимайте сотрудников, соответствующих ценностям компании. Увольняйте тех, кто не разделяет
Как определить кто из сотрудников соответствует ценностям, а кто нет?На собеседовании в Zappos используют следующий тест на определение ценностей сотрудников от топ менеджеров до рядовых сотрудников.
- Предложите сотрудникам перечень ценностей (таких как амбиции, смелость, счастье, семья, логичность, безопасность и т.п).
- Пусть сотрудники отметят важные, очень важные, нейтральные и не важные.
- Затем, основываясь на этом большом списке, выпишут 10 ценностей — в порядке важности в своей жизни.
- После этого необходимо заполнить такую схему, где цифры — это порядковые номера из списка 10 ценностей.
- Далее в таблице необходимо сравнить ценности между собой. В первом квадрате сотрудник сравнивает ценность 1 и 2, выбирая ту, которую считает более важной. В следующей строке сравнивает ценности 1, 2, 3, определяя важность одной ценности перед другой. Таким образом, после заполнения всей таблицы можно составить ранг ценностей по степени их важности – чем большее количество раз выбиралась ценность, тем выше ее ранг значимости.
Такой способ исключает субъективность при определении своих ценностей и человек узнает, что действительно для него важно. Подобные механизмы работают и для определения ключевых ценностей компании.
Важно помнить, единого списка ценностей нет и быть не может. Каждая компания должна сформулировать свои, отражающее именно ее представление о бизнесе, взаимодействии с клиентами и партнерами, которые будут разделять сотрудники.
Автор: Анна Егорова
Автор: Анна Егорова