Статьи

Почему мы работаем?

HR-аналитика
Что делает работу удовлетворяющей? Помимо зарплаты, есть нематериальные ценности, которые, предполагает Барри Шварц, наш текущий образ мышления о работе просто игнорирует. Пора перестать думать о сотрудниках, как о винтиках в колесе.

Сегодня я буду говорить о работе. И вопрос, который я хочу поставить, и на который собираюсь дать ответ: "Почему мы работаем? Почему каждое утро мы выдергиваем себя из кровати вместо того, чтобы, например, только посещать мероприятия подобные TED?

Возможно, и вы себе задаёте этот вопрос. Конечно, я знаю, что мы должны зарабатывать на жизнь, но вы же не думаете, что это и есть ответ на вопрос: почему мы работаем? Для нас работа - это то, что бросает нам вызов; что-то захватывающее, стимулирующее, значимое. А если повезет, еще и важное.

Мы бы не работали, если бы нам не платили, но не это заставляет нас делать то, что мы делаем. Вообще я думаю, вы согласитесь, что материальные вознаграждения - это плохая причина выполнять нашу работу. Когда о ком-то говорят, что он делает что-то ради денег, мы понимаем, что это далеко не нейтральное высказывание.

Думаю, это очевидный факт, но именно то, что он очевиден, ставит очень глубокое вопросы. Если это так очевидно, почему для подавляющего большинства населения нашей планеты их работа не имеет ничего общего с тем, что в действительности поднимает нас с постели и ведет в офис каждое утро? Почему мы принимаем тот факт, что большинство людей на планете вынуждены выполнять монотонную, бессмысленную работу, которая убивает душу? Почему в процессе своего развития капитализм создал способ производства товаров и услуг, который уничтожил всё нематериальное удовлетворение, которое только можно получить от работы? Работники, которые выполняют такую работу на фабриках, в колл-центрах, на складах - делают это за деньги. Понятно, что единственной причиной делать такую работу является зарплата.

Итак, почему? Ответ прост: технология. Знаю, знаю, все уже слышали много раз; технологии, автоматизация процессов влияют на человека, бла-бла. Но я о другом. Речь идет не о тех технологиях, которые пронизывают нашу жизнь, о которых мы слышим в выступлениях на TED. Речь идет не о технологиях производства вещей, какими бы важными они ни были. Речь идет о других технологиях, технологии идей. Я называю это "идеологической технологией" – какой я умный).

Кроме создания вещей, наука создает идеи. Она создает пути взаимопонимания. В социальных науках это пути понимания нас самих. И они имеют огромное влияние на наши мысли, надежды, поведение.

Если ты считаешь, что ты бедный, потому что такова есть воля Божия, ты будешь молиться. Если ты видишь причину в своей несостоятельности, ты впадаешь в отчаяние. Но если ты видишь причину своей бедности в угнетении и господстве, ты восстанешь. Какой будет твой ответ на бедность - покорность или восстание, зависит от того, как ты понимаешь причины своей бедности. Такую роль играют идеи в формировании наших личностей; поэтому я считаю идеологическую технологию важнейшей из всех, которые дает нам наука.

В идеологической технологии есть нечто особенное, что отличает ее от технологии вещей. С вещами все просто, когда технология неудачная, она просто исчезает, так? Плохая технология исчезает. С идеями уже все по другому - фальшивые идеи относительно человека не исчезают, если люди в них верят. Ведь если люди верят в эти идеи, они строят частную жизнь и общественные институты в соответствии с этими фальшивыми идеями.

Таким образом промышленная революция создала фабричную систему, в которой человек не мог получить от своего рабочего дня ничего, кроме платы в конце дня. Один из ведущих теоретиков промышленной революции, Адам Смит, был убежден: человеку по своей природе присуща лень; он не будет ничего делать, если его не поощрить; а поощрить можно только через вознаграждение. Это была единственная причина, почему люди что-то делали. Таким образом была создана система в соответствии с этим фальшивым представлением. Это пример того, как фальшивые идеи могут создать ситуацию, которая станет доказательством их правильности.

Неправда, что сейчас "никто не хочет работать". Правда в том, что никто не захочет работать, если работа, которую вы предлагаете, бездушная, унижает человеческое достоинство. Довольно интересно, что Адам Смит, тот самый, что подарил нам свои замечательные изобретения - массовое производство и разделение труда - понимал и это. О людях, которые работают на конвейере, он высказывался так: "Со временем они становятся такими глупыми, как только возможно для человека". Обратите внимание на это "становятся". "Со временем они становятся такими глупыми, как только возможно для человека". Преднамеренно или непреднамеренно, но Адам Смит говорит нам, что сама система, в которой люди работают, создает людей, приспособленных к потребностям системы, и лишает их возможности получать от работы удовольствие, которое сейчас мы считаем вполне естественным.

В естественных науках, мы можем быть уверены, что даже наши самые фантастические теории относительно космоса, его - космос, абсолютно не волнуют. Он и дальше будет работать таким же образом, независимо от наших теорий. Но когда речь идет о людях, мы должны быть более ответственными, потому что наши теории, созданные для того, чтобы помочь нам лучше понимать людей, способны менять человеческую природу.

Выдающийся антрополог Клиффорд Герц однажды сказал, что человеческие существа являются "незаконченными животными". Он имел в виду, что это вполне естественно для человека иметь природу, которая в значительной степени зависит от общества, которое человека окружает. Мы не столько открываем, сколько создаем человеческую природу. Конструируя общественные институты, в которых люди живут и работают, мы конструируем человеческую природу.

Итак, люди, я обращаюсь к вам как к обладателям Вселенной. Вы должны спросить себя, когда вернетесь домой, как управлять вашими организациями, какую человеческую природу вы хотите помочь сконструировать?

Автор: Барри Шварц

Источник: TED

Статью подготовила: Анна Егорова